Аналитический психолог Алексеева Марина Анатольевна

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [16]
Нумерология [3]
Материалы о символике чисел
Славянские праздники и обряды [2]
Литературные произведения [2]
Все что понравилось и пришлось по душе
Наш опрос
Кем Вы работаете
Всего ответов: 40
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Цветы тоже живые (окончание)
Да,  есть  пульт  управления, есть  верховная  инстанция, которая  всем
руководит.  По  бесчисленным проводам бегут в  этот центр  разные сигналы  и
донесения, а обратно  бегут распоряжения, приказы,  сигналы,  предписания  к
действию. Сложно,  очень сложно,  подчас  непостижимо, но  все же очевидна и
понятна хотя бы  схема. А тут? Никакого мозга даже в зародышевом  состоянии,
ничего,  напоминающего мозговой центр у растения нет, а между тем им  что-то
руководит, определяя пропорции веществ, сроки, характер по-ведения.
     Ну что же, представим себе человека (пресловутого марсианина, что ли?),
у которого понятие о музыке  обязательно связано со струной. Вне  струны он
не  может  представить  себе музыкального  звука.  И  вот ему в  руки  дают
предмет. Он вертит  этот предмет в руках так и сяк и наконец возвращает его
нам, говоря, что никакой музыки тут быть не может, потому что нет струны.
     А  между  тем  в руки  ему давалась флейта  --  прекрасный  музыкальный
инструмент.
     Не в таком ли положении находимся мы по отношению к растениям. Если нет
мозга, если нет нервных путей, значит, не может быть ни чувствительности, ни
разума.  А  между  тем  растение  живет,  осуществляет  сложные  химические
процессы,  строит  само  себя,  заботится  о продлении  вида,  о  потомстве,
путешествует,   завоевывает    пространство,    осуществляет   грандиозную,
основополагающую  для  всей  жизни  на земле  задачу фотосинтеза,  то  есть
превращение  солнечного  света  в  органическое  вещество,  и, наконец, оно
чувствительно в самом вульгарном смысле этого слова, если реагирует на свет,
на температуру, на влажность и даже -- иногда -- на прикосновение, не говоря
уж о том, что в момент любовного акта начинает  дышать чаще и глубже. Струны
нет, а флейта поет.Пишу  с тревогой на сердце.  Щемит сердце так, как  если  
 бы увлекся во время морского купания, оглянулся, а берега нет. И может быть,
 не хватит сил вернуться обратно, к твердой почве.
     Мало ли что -- красивое сравнение с флейтой, мало ли  что -- Тимирязев.
Это было давно.  Наука идет вперед. В растерянности  обозревая зыбкие волны,
шаришь глазами: на  что бы опереться, за что бы ухватиться рукой? Теперь  бы
доску, обрубок бревна,  не говоря  уж о спасительном круге. И вот попадается
под руки отрадная, твердая опора.
     В  статье   доктора   географических   наук,   профессора  Московского
университета И. Забелина вижу строки, которые ничем  не выделены в  газетном
столбе  ("Литературная  га-зета", статья "Опасные заблуждения"), но мне  эти
строки показались напечатанными жирным шрифтом.
     "Мы еще  только  начинаем познавать язык природы, ее душу, ее разум. За
семидесятые семью печатями для нас  "внутренний мир" растений: сегодня  само
это  понятие  звучит  сказочно,  но  в  той  или  иной  форме  он,  видимо,
существует".
     Ладно.   Оперся,   передохнул.   Но   опора,   в   общем-то,   зыбкая,
эмоциональная, вроде моей струны.  Натянуть бы эту  струну на железные колки
эксперимента и  доказательств. Снова вокруг бездонная хлябь, но не я же один
плаваю  в открытом море. И вот  уж не просто плавучий предмет под  рукой, но
иная  картина: твердая  палуба  под  ногами, сухая удобная одежда,  глубокие
кресла в  капитанской каюте, в  широких,  сужающихся кверху  бокалах  темное
золото согревающего напитка.
     -- Не угодно ли сигару, сударь?
     -- Благодарю.
     -- Это из моей гаванской коллекции...
     Итак, газета "Правда", 1970 год. Репортаж В. Черткова "О  чем  говорят
листья".
       знаете, растения  разговаривают.  Я  сам был свидетелем  этого. Да
ладно бы разговаривают,  а то ведь и кричат.  И это только кажется, что они
безропотно  встречают  свои  невзгоды  и  молча  переносят  обиды.  При  мне
ячменный  побег буквально вопил, когда его корень окунули в  горячую воду.
Правда, "голос" растения уловил лишь специальный и очень чуткий электронный
прибор,  который рассказал  о "неведомых миру  слезах" на  широкой бумажной
ленте.
     Перо прибора, словно обезумев, виляет по белой дорожке. Ячменный побег
в предсмертной агонии, хотя, если посмотреть, ничего не говорит о его плохом
состоянии: листочек  не сник и по-прежнему зелен.  Но "организм"  растения
уже  непоправимо  болен  --  какая-то  его,  будто  даже  "мозговая"  клетка
уведомляет нас об этом своими сигналами, что фиксируются на ленте...
     ...Лауреат  Государственной  премии профессор И.  И.  Гунар, заведующий
кафедрой  физиологии  растений  Тимирязевской  академии, проделал со своими
сотрудниками сотни  опытов,  и  все  они  подтверждали наличие  в  растениях
эмпирических импульсов, подобных нервным импульсам человека.
     -- Мы полагаем, --  говорит профессор,  -- что  координации внутренних
процессов и уравновешивание их  с  внешней средой осуществляется у растений
при помощи сложной раздражительной системы, под контролем которой  находятся
все  процессы  их жизнедеятельности... Очевидно, растения  принимают сигнал,
передают его по особым каналам в какой-то  центр, где информация принимается
и  обрабатывается, а  потом  уж  дается  команда исполнительным элементам,
которые в свою очередь имеют обратную связь с "приемщиком сигнала" извне.
     Пока  ученые не нашли  все звенья этой  системы,  но  она,  как говорит
профессор, обязательно есть...
     Приборы должны рассмотреть  многие  электрические явления  в растениях,
которые  являются  глашатаями  процессов  возбуждения и торможения --  этой
основы жизнедеятельности всего живого. Уже  ясно, что эти явления не просто
какие-то  частные  феномены  или  нечто побочное,  сопровождающее какой-либо
физиологический  процесс,  а  что  они  закономерны.  В  растениях  заложены
элементы  памяти.  Об   этом  тоже  свидетельствуют  наши   опыты...   надо
внимательно изучить клетки корневой  шейки,  именно  здесь, как мне кажется,
должен быть заложен центр сбора всей информации".
     Об элементах памяти  сказано вскользь. Но  ведь  написано же черным по
белому в газете, расходящейся тиражом  в несколько миллионов экземпляров, а
никто не звонил друг  другу  в  возбуждении, никто не  кричал в телефонную
трубку захлебывающимся голосом:
     --  Слышали? Растения чувствуют,  растениям  больно,  растения  кричат,
растения все запоминают!
     Другой  профессор, академик из Новосибирского академгородка рассказывал
моей  знакомой  москвичке Галине  Ильиничне Балиной  (указываю  ее  девичью
фамилию  во избежание  досужих читательских писем,  обращающихся  обычно  за
разъяснением подробностей).
     -- Не удивляйтесь, -- говорил  академик, --  мы проводим многочисленные
опыты,  и все  они говорят  об  одном: у растений  есть  память.  Они умеют
накапливать  и  долгое   время  хранить  впечатления.  Одного  человека  мы
заставили несколько  дней подряд мучить и истязать куст герани. Он щипал ее,
обрывал листья,  колол иглой,  делал  надрезы, капал на живую ткань кислоту,
подносил к листьям  зажженную  спичку, подрезал корешки...  Другой  человек
бережно  ухаживал  за  тем  же  кустом  герани:  поливал,  рыхлил   землю,
опрыскивал свежей водой, подвязывал отяжелевшие ветки, лечил ожоги и раны.
     Потом  мы  подсоединили  к  растению  электрические  приборы,  которые
фиксировали бы  и  записывали бы на бумагу импульсы  растения  и смену этих
импульсов. Что же вы думаете? Как  только "мучитель" приближался к растению,
стрелка  прибора  начинала бесноваться. Растение не просто "нервничало", оно
боялось, оно пребывало в  ужасе,  оно негодовало, и, если бы его  воля, оно
либо выбросилось бы в окно, либо бросилось на мучителя.
     Но стоило ему уйти, а на его место прийти доброму человеку, как кустик
герани умиротворялся, его импульсы затухали, стрелка прибора чертила плавные
и, можно сказать, ласковые линии.
     -- Теперь я  понимаю, почему зацвела моя герань! -- воскликнула  другая
добрая  женщина, услышав об этих опытах. --  Дело в том, что я  на все  лето
уезжала из Москвы.  Ухаживать за  своими цветами  поручила  соседке.  Она и
ухаживала, и  поливала их время от времени, выставив за окно.  То ли  кустик
герани  далековато стоял -- не  дотянуться, то ли соседка  махнула на  него
рукой по той причине, что он захирел в первый же летний месяц и было видно,
что не жилец, но даже  и тогда, когда неожиданно выпал ранний  снег, соседка
не убрала его в тепло.
     Однако хозяйка, возвратясь  домой после длительных  летних  странствий,
пожалела герань.  Тем более что у  нее с  этим цветком было  связано  что-то
личное и  лирическое.  Она  взяла  его в комнату,  оборвала сухие  листочки,
полила,  обласкала.  И  вот  полузасохшее,  безнадежно больное растеньице на
третий уже  день  выбросило  алый  цветок.  А  как, скажите,  оно  еще могло
приветствовать  свою  добрую  хозяйку  и  ее  возвращение,  как  еще  могло
отблагода-рить за любовь и за ласку, за спасение жизни?
     Конечно,  ничего не зная о столь чудесных опытах,  о которых  тут было
вскользь рассказано, можно смело  говорить,  что цветенье этой  гераньки --
совпадение и  случайность.  Но  зная  об этих опытах,  зная  о них,  можно,
пожалуй, рассказать и о том отправном  случае, с  которого начался разговор
между   Галиной   Ильиничной   Балиной   и   профессором  из  Новосибирского
академгородка, то есть, вернее, с которого их разговор перешел на цветы.
     Галина  Ильинична  была  в  гостях  у  своих дальних  родственников  и
осталась там ночевать. Ее положили в небольшой уютной комнате. Она почитала
немного перед сном, а потом погасила свет. Она  уже засыпала.  Уже сознание
ее находилось  на  той  зыбкой  грани между  явью и  сном, когда, как видно,
ворота его  (сознания) наиболее беззащитны, не  заперты,  распахнуты.  Вдруг
безотчетный ужас охватил Галину Ильиничну. С криком выбежала она из  комнаты
к людям.  Она не  могла ничего объяснить,  но зубы  все еще стучали  о  край
стакана, а сама она вздрагивала и всхлипывала.
     Ночевала она вместе  с хозяйкой,  а  утром  ей признались,  что  в той
маленькой уютной комнате, где  ее положили сначала,  две недели тому  назад
удавилась сестра хозяйки, пятидесятилетняя женщина...
     Ну вот и дошли до мистики, до загробной жизни, до привидений и духов.
     Так сказал бы,  пожалуй, всякий рядовой, считающий про себя, что все он
знает,  то  есть невежественный человек. Однако профессор  из Академгородка,
выслушав Галину Ильиничну, вдруг серьезно спросил:
     -- Скажите, а не было ли в той комнате цветов?
     -- Там, где я легла спать?
     -- Да. Где на вас напала смертельная тоска и смертельный ужас.
     -- Там... там было много цветов.
     -- Тогда не надо удивляться. Дело в том, что цветы концентрируют в себе
настроение  людей, живущих  с ними вместе,  их психическое  состояние.  Мало
того, что концентрируют,  сохраняют  очень  долгое  время.  Мало того,  что
сохраняют, способны, как вы сами убедились, передавать это настроение другим
людям.
     -- Но это... так непривычно. Это же сверхъестественно.
     -- Напротив, очень даже естественно. Если плохое или хорошее настроение
может  передаться  от  одного  человека  к другому, почему  же оно  не может
передаться цветку. Ведь он живой, не менее чем мы с вами.
     После  этого-то профессор и  рассказал о  тех  опытах  с  "мучителем" и
"доброжелателем", которые, какими бы ни показались  фантастичными,  есть уже
достояние науки.
     Придя из этих гостей домой, я сказал жене и дочерям:
     -- Знаете что? Или ухаживайте за цветами как следует, или лучше в доме
их не держать.
     --  Мы  и  так  за  ними  ухаживаем. Поливаем,  пересаживаем,  все как
следует, - ответила мне жена.
     --  Надо  ухаживать за  ними еще лучше.  Надо подходить к ним не между
делом и в спешке, а с любовью, надо  их ласкать  и жалеть, надо подходить  к
ним в хорошем настроении. Дело  в том... короче говоря, дело в  том, что они
живые!
Категория: Литературные произведения | Добавил: psyhelp (14.04.2009)
Просмотров: 757
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2019